Клиент возвращается туда, где комфортно. Это один из главных тезисов, который необходимо учесть при открытии и планировке магазина. Грамотно расположенное торговое оборудование, показывает заботу о покупателях, помогает увеличить продажи и создает дополнительную рекламу. Особенно это важно для крупных помещений с большим количеством ассортимента. Поэтому правильное распределение стеллажей, касс, холодильных установок — половина успеха для торговых объектов.
В статье расскажем, на какие зоны делятся магазины, как стоит расположить оборудование, и какие его габариты будут оптимальными для вашего бизнеса.
Зонирование помещения
Маркетологи, мерчендайзеры и другие специалисты условно делят любой торговый объект на четыре стандартные зоны:
- Входную. Ее еще иногда называют «мертвой», так как на этом участке редко совершают покупки. Зона обычно находится недалеко от входа в зал и должна занимать не более 4 метров. Ее чаще всего используют для информации о скидках или для демонстрации сезонной, уникальной продукции, которая может выделить вас среди конкурентов. Здесь стоит размещать небольшие стеллажи, полки, тумбы, стойки или стенды.
- «Горячую». Участок с наибольшей проходимостью в зале, так как идет сразу после входной зоны. По статистике здесь начинаются первые покупки. Обычно она располагается справа от входа, так как именно по правой стороне движется покупатель в магазине. Здесь стоит расположить небольшие стеллажи и витрины с сезонными и акционными предложениями, наборами. Это помогает завлечь и побудить посетителя к покупке, пока он направляется к товарам первой необходимости. «Горячая» зона может занимать разную площадь, все зависит от размеров торгового зала и ассортимента.
- «Холодную». Здесь располагаются товары первой необходимости, за которыми человек приходит целенаправленно. На этом участке стоит установить стеллажи с хлебобулочными изделиями, холодильное оборудование с молочной и мясной продукцией, тумбы и полки с овощами, фруктами. Сама зона должна находиться в конце зала, чтобы покупатель увидел, как можно больше товаров по пути сюда. Также здесь стоит разместить примерочные в магазинах одежды.
- Кассовую. В этом месте кроме кассового оборудование устанавливают стенды с товарами спонтанного спроса — жевательные резинки, шоколадные батончики, салфетки и другую мелочь. Обычно такую продукцию выбирают при ожидании в очереди, особенно это актуально для посетителей с детьми.
Для каждого помещения правила расположения этих зон может быть индивидуально, но маркетологи советуют придерживаться правила «золотого треугольника». В его основе лежит правило, что покупатель в магазине перемещается по трем точкам: вход — товары первой необходимости — выход. Поэтому расстояние между ними необходимо сделать как можно длиннее. Это помогает продать больше продукции.
Размещение оборудования
Стеллажи, полки, стенды, кассы и другая торговая мебель не должна занимать более 40% всего пространства, так как необходимо оставить достаточно места для комфортного перемещения клиентов и сотрудников. Поэтому при покупке и выборе учитывайте возможный наплыв посетителей, а также наличие у них корзин и тележек. Также при оснащении магазина обращайте внимание на:
- Ширину проема между стеллажами. Она должна составлять минимум 0,8 м для магазинов с корзинами, и 1,5-2 м при наличии тележек для покупок.
- Высоту оборудования. Рекомендуется выбирать модели не выше 2-х метров, так как это наиболее комфортные габариты для большинства покупателей. Им не приходится задирать голову или приседать, чтобы найти или взять нужный товар.
- Длину стеллажей и витрин. Оптимальный размер — 4-6 м, так как при большей длине покупатель начинает уставать и редко доходит до конца. Это сильно влияет на продажи группы товаров, расположенных в конце или в начале — смотря откуда покупатель начинает обход.
Существует несколько стандартизированных схем расстановки торгового оборудования:
- «Сетка» — стеллажи расставлены вдоль наиболее длинной стены. Такая раскладка подойдет для больших магазинов, так как направляет по выбранному пути.
- «Петля» — мебель установлена отдельными секциями, в которых собраны товары разного предназначения. Такая схема расположения стеллажей, витрин, прилавков актуальна для магазинов одежды и универсальных торговых точек.
- «Диагональ» — это вариация предыдущего способа, только расстановка мебели напоминает «елочку». Отличный вариант для средних и больших помещений.
- «Грабли» — торговое оборудование устанавливается параллельно короткой стене. Размещение начинается от кассовой зоны и идет до «холодной». Это помогает разгрузить длинную стену, что позволяет свободно поставить холодильники, шкафы, бонеты или островок с кулинарией, свежей выпечкой и другими товарами собственного производства.
При покупке торгового оборудования также необходимо учитывать его эстетические свойства — дизайн, цвета, соответствие с общим стилем помещения.
Выбор правильного оборудования и грамотная его расстановка влияют на продажи, поэтому стоит обратить внимание на эргономику в торговом помещении.